Жизнь в темноте и высвечивание: уроки глубинной психотерапии

То, что представлено ниже – один из самых удивительных, глубоких и жизнеутверждающих взглядов на человека, созданных в психотерапии за более чем 100-летнее ее существование. Его автор – швейцарский психиатр и психолог Медард Босс, соединивший в своей работе три гениальных находки 20-го века: выверенность психоанализа, укорененность фундаментальной онтологии и чуткость феноменологии.  

493686-1680x1050

Человек как исходная открытость. Отличие подхода к человеку и психотерапии М.Босса – в том, что он берет за отправную точку не психику, как другие психологические направления, а Dasein, бытие-в-мире. Главная черта человеческого бытия-в-мире в том, что оно являет собой уникальную открытость, осознанность, или высвечивание. Человеческое бытие — фундаментально ничего, кроме как исходная открытость и осознанность (Boss, 1963, p. 37). Босс описывает человека как свет, который высвечивает то, что дано, подчеркивая, что это не просто красивый поэтический парафраз или концептуальная абстракция, но достаточно прямое описание. Человек в отличие от других существ — сущностно сознающее и освещающее существо, и потому он способен быть не только физически, но и духовно слепым (ibid., p. 38).

Природа психологических проблем и патологии. Идея высвечивания определяет понимание Боссом психопатологии и психологических защит. Защита есть «невысвечивание» отдельных аспектов жизни, а психопатология подобна выбору жизни в темноте (Летуновский, 2003). Один из важнейших посылов пациенту со стороны Dasein-аналитики заключается в том, чтобы «отпустить вещи», позволить им быть, как они есть. Это хорошо поясняет В.В.Летуновский: «Чаще всего мы держим слишком “напряженную узду на наших жизнях”, стараясь держать все под контролем, но жизнь — это “всегда слишком много для нас”. Мы должны немножко больше доверять жизни, доверять судьбе. Нам следует прыгнуть в воду, вместо того, чтобы все время пробовать, не слишком ли она холодная. Вместо того чтобы удерживать свет Dasein в узком сфокусированном пучке, нам следует позволить свету изливаться свободно» (там же, с. 52). Как отмечает Г.Шпигельберг, это позволяет человеку не только принять себя и мир, но дает возможность отвечать бытию в гармоничном стиле, даже когда оно (бытие) говорит на языке старой или новой религии или даже демонов. Очевидно, что это терапия отладки, но отладки по космической, онтологической шкале. Как таковая, она включает метафизический оптимизм, где все хорошо, когда человек «позволяет происходящему быть» (Spigelberg, 1972, p. 342).

Настроение. Наше пребывание в мире обладает рядом важнейших характеристик: пространственностью, временностью, телесностью, событийностью, настроенностью, историчностью, смертностью. Не останавливаясь на каждой, опишем лишь одну из них — настроение, или настроенность, которая отражает наш способ бытия-в-мире. Так, тревожность — это настроение, которое характеризуется одновременно открытостью и ограниченностью. Противоположное этому настроение — радостная ясность — позволяет человеку «в ярком свете» видеть смысл тех вещей, которые ему встречаются, и открывает бытие наиболее широким образом, являясь конститутивным аспектом счастья (Летуновский, 2003).

Психотерапия. Задача терапии при таком понимании — избавление или освобождение от ограничений феноменального опыта человека, который терапевт должен принять, что бы он ни представлял собой (Spigelberg, 1972, p. 341). Терапия призвана помочь вернуть человека к его фундаментальной открытости. Она движется по направлению к раскрытию человеком собственных возможностей, заложенных в самой структуре его существования. Технически это означает фокусирование на расспрашивании, которое способствует освобождению человека (Летуновский, 2003). При этом вместо традиционного вопроса «почему?», апеллирующего к причинным и часто механистическим объяснениям пациентом своего прошлого, для Dasein-аналитика решающим становится вопрос «Почему бы и нет?», подталкивающий пациента к поиску и осуществлению собственных возможностей (Boss, 1963).

(с) Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. С.53-55. 

3 комментария

  1. Очень здорово! Но, видимо, надо упомянуть Хайдегера ( куда же без него) и его оч точный образ-слово — «вброшенность». Без него Dasein «не смотрится» т.с. Что касается техники и практики, то на меня большое впечатление произвела книга Эмми Ван Дорцен.
    Ефим Гросман

    1. Ефим, спасибо за Ваш — как всегда — ценный комментарий. Да, конечно — это первоистоки. Ван Дорцен — тоже ценю )

      1. «Вброшенность», на мой взгляд, перекликается с буддийским понятием «бардо», т.е чередующихся состояний ума. Подобных следующим друг за другом фазам сна. И когда наступает «фаза сновидений», мы переживаем видение «реальной» жизни, в которой мы, внезапно, обнаруживаем себя.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: