Большая статья в Forbes про карьерное развитие сегодня — без «больших нарративов», гидов и гарантий. Про современные прерывистые, зигзагообразные, многовекторные модели карьеры.
Мы все сегодня незаметно вошли в период сильной разбалансировки привычных способов построения жизни. Это касается всех ее этапов — обучение, работа, вступление в брак, рождение детей. Сдвиг сроков и нелинейная очередность этих этапов, необязательность наличия формального образования, жизнь в одиночку — лишь некоторые черты этого нового периода.
Не только подростки, но и зрелые топ-менеджеры испытывают сегодня сложности по поводу формулирования планов организации собственной карьеры. Карьерные риски сегодня превышают карьерные гарантии. Это то, почему социолог Ульрих Бек считал, что мы стали «обществом риска». И это хорошо сформулировал писатель и психоаналитик Аллен Уилис: «Каждый из нас идет на ощупь к своему видению «я хочу стать…» — в темноте, без гида, без карты и без гарантии». Мы лишаемся сегодня целого ряда подпорок — в лице социальных институтов, авторитетных фигур и культурных артефактов.
Конец «больших нарративов»
Мы лишаемся последних путеводных «больших нарративов», или «великих историй», как их иногда называют в науке (grand narratives). Не существует больше неоспоримых все объясняющих книг и универсальных истин, на которые человек мог бы опереться так же, как он опирался прежде на религиозные тексты или идею о научном прогрессе. Даже если вы захотите, найти исчерпывающие ответы и готовые шаблоны для жизни в какой-то одной «теории всего» или мудрой книге невозможно. Каждый из нас — автор своей индивидуальной истории, ответственный за ее дизайн.
Человек без корней
Все меньше предопределяющее влияние семейных и этнических традиций. Их ослабляет глобализация и увеличение вариативности образов жизни. «У меня все в семье так делали» — перестает иметь тот вес, который это имело еще 20 лет назад. Любые традиции дают нам необходимое ощущение связности и постоянства нашего «я», но они же в какой-то момент выступают нашей психологической защитой от внешних и внутренних изменений.
Издержки глобальности
Как бы мы ни говорили о возврате к суверенизации и традициям в последние несколько лет, это больше похоже на тестирование новых границ и поиск новой идентичности людьми в меняющемся глобальном мире. Например, мои коллеги из Великобритании, изучающие карьеры европейцев, в настоящий момент активно обсуждают происходящее переопределение идентичности у англичан в связи с Brexit. Нам легко это понять — потому что похожее происходило у нас в 1990-е годы в момент распада Советского Союза. Мы никогда не узнаем процент людей, сменивших свою карьеру в этот драматичный период. Но мы знаем, что он огромен. Все это — примеры влияния политической и экономической турбулентности на жизнь и планы маленького человека, которая была всегда, но сегодня происходит чаще и масштабнее.
Кризис родительского видения
Родители перестают быть всезнающими гидами по взрослой жизни, к которым всегда можно обратиться за советом. Безусловно, внимательный родитель всегда был и будет эмоциональной поддержкой для молодых в принятии ими карьерных решений. Однако многие из взрослых в данный момент сами теряются в многообразии цифрового мира, новых технологий, профессий, этики рабочих отношений и принципах построения карьеры. Уже в моем поколении тем, кто профессионально обучался в 1990-е, было сложно копировать отношение к работе и карьере родителей. Что говорить о тех, кто выстраивает карьеру сейчас — в условиях изменившихся «правил игры» и карьерных моделей.
Полный текст статьи на сайте Forbes: https://www.forbes.ru/ontology/384189-zhizn-na-oshchup-pochemu-karernye-sovety-perestali-rabotat