Тихая революция помогающих практик: что изменилось за последние 30 лет

Какие изменения претерпели наши взгляды на человека и методы оказания ему профессиональной помощи за последние десятилетия? Как и куда движется сегодня психотерапия, консультирование, психологически-ориентированный бизнес-консалтинг и коучинг?

Мы живем в век тихой революции в области помогающих практик. Эта революция, на мой взгляд, связана не только с прорывными открытиями нейрофизиологов, на которые любят сегодня ссылаться консультанты и терапевты всех мастей для демонстрации своей связи с наукой и легитимности. Связана она не только с замечательными духовными практиками, типа mindfulness – переоткрываемыми сегодня в исследованиях и популярном движении самопомощи.

Эта революция связана, как мне кажется, с зарождением и параллельным развитием нескольких оригинальных подходов, методов и идей. Они удивительным образом перекликаются между собой и формируют, по сути, новое мышление специалистов и новую методологию работы с человеком. Эти подходы и методы: фокусированный-на-решении подход, нарративная практика, коучинг, позитивная психология. Все четыре имеют разный статус, предметное поле, историю, сообщество. Однако все они удивительным образом сходятся в главном: в признании того, что хорошо для хорошей жизни и как этой хорошей жизни мы можем достичь. Все четыре имеют также взаимопроникающие концептуальные и партнерские связи между собой.

Тихая революция

Фокусированный-на-решении подход исходно сделал акцент не на проблемах клиента, а на тех моментах времени, когда этих проблем у человека не существовало в прошлом. Он также поместил в фокус цели, надежды и будущее, задатки исполнения которых есть у человека уже сейчас. Справедливости ради: современный коучинг, особенно в варианте популярного в нашей стране НЛП-коучинга – на 80% состоит из инструментов solution-focused. Ориентация на решения, а не на проблемы, признание ценности будущего и целей, работа с ресурсами и сильными сторонами, шкалирование, чудесные вопросы, «хорошо сформулированные» цели – все это «слова из песни» этого подхода.

Нарративный подход, возникнув как новая «качественная» методология изучения жизни человека в науке и как практика социальной работы с сообществами, – сфокусирован на работе с жизненной историей. С нарративной точки зрения, ключ к выздоровлению и продуктивному функционированию – в уникальных эпизодах нашей жизни, которые почему-то выпадают из нашего рассмотрения и повествования о себе. Нарративный подход сегодня гармонично интегрируется с фокусированным-на-решении подходом и является основой нарративного коучинга.

Коучинг, зарождаясь как особый стиль тренерства и техника помощи в решении бизнес-задач, предстает в настоящий момент самостоятельной молодой профессией, ориентированной на помощь клиенту в повышении результатов его деятельности. Допущение коучинга: что бóльшая опора на личные ресурсы и способности – может компенсировать наши недостатки и привести нас к более успешной, направленной, сбалансированной жизни. Интересно, что и фокусированый-на-решении, и нарративный, и коучинг имеют в качестве одного из своих источников — Милтона Эриксона, полагавшего, что нахождение сохранных частей “я” и навыков клиента – залог его успешных изменений.

Позитивная психология – область академической психологической науки, которая занимается изучением переживаний и действий, способствующих удовлетворенности жизнью (не путать с позитивной психотерапией и правилами “позитивного мышления”). Благодаря исследованиям в этой области, мы знаем о ключевой роли оптимизма, надежды, потока и опоры на свои сильные стороны для полноценной счастливой жизни. Эта область стала источником обоснования и вдохновения для коучинга, на ней основан позитивный коучинг как подход.

Если говорить в терминах «нового взгляда» или «новой методологии» работы, то можно наметить ее характерные черты:

  • акцент на ревизии того, что уже есть сохранного, здорового, ресурсного, “работающего” у человека
  • отказ от исключительной фокусировки на структуре проблем, в пользу поиска возможных решений и полезных действий
  • признание вклада целевой ориентации (детерминации) жизни, наряду с детерминацией событиями прошлого и предопределением травматическим опытом
  • отказ от экспертной интерпретации затруднений клиента и признание его со-исследователем своей жизни.
  • признание важности более тщательного изучения случаев совладания (с тяжелыми ситуациями, стрессом), достижений, мастерства, оптимального функционирования человека и групп.

© Улановский Алексей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: