Статья в Forbes. Применимы ли понятия «эксперт» и «профессионал» к новым профессиям и что не так с повсеместно звучащим призывом бороться с «синдромом самозванца», объясняет профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково Алексей Улановский.

Еще поколение назад мы жили в мире с утвержденным списком профессий с ясными границами и требованиями к квалификации — разрядами и степенями. Сегодня изменились способы построения карьеры. А в новых профессиях, появляющихся как грибы после дождя, квалификация либо затруднена, либо пока не придумана. Добрая половина этих профессий — самозванные. Вы в буквальном смысле сами себя называете — тренером, трекером, консультантом по питанию, техником по звуку, специалистом по SMM или преподавателем английского. Никто с вас не спросит, никто не запретит.
Половина наших регалий и подписей в социальных сетях и медиа — самозванные. «Эксперт в отношениях», «эксперт в продвижении в Instagram», «эксперт по слияниям и поглощениям». Кто проверит, что вы именно «эксперт», а не человек, который «немного в теме»? В какой момент мы становимся экспертами — спустя полгода, год или 10 лет? Как быть с профессиями и областями практики, которые сами по себе возникли год-два назад — могут ли там быть эксперты? Очевидно, что мы переживаем сегодня перестройку фундаментальных понятий «эксперт», «профессия», «профессионал». Постоянное дробление новых занятий, отсутствие утвержденных названий для некоторых них, растущий по всему миру рынок фриланса, желание отличаться и иметь личный бренд — все это заставляет людей быть изобретательными в описании себя. В условиях, когда ты не можешь апеллировать к своей должности, формулировка «эксперт в…» стала новой формой визитки.
(…)