Жизнь в темноте и высвечивание: уроки глубинной психотерапии

Ниже представлен один из самых удивительных, малоизвестных, глубоких и жизнеутверждающих взглядов на человека, созданных в психотерапии за более чем 100-летнее ее существование. Его автор – швейцарский психиатр и психолог Медард Босс, соединивший в своей работе три гениальных находки 20-го века: выверенность методов психоанализа, мощь философской онтологии и чуткость феноменологии как способа «наивного» взгляда на вещи.  

493686-1680x1050

Человек как исходная открытость. Отличие подхода к человеку и психотерапии М.Босса – в том, что он берет за отправную точку не изолированную психику, а наше целостное «бытие-в-мире». Главная черта человеческого бытия-в-мире в том, что оно являет собой уникальную открытость, или высвечивание. Человеческое бытие — фундаментально ничего, кроме как исходная открытость и осознанность (Boss, 1963). Босс описывает человека как свет, который высвечивает то, что дано, подчеркивая, что это не просто красивый поэтический образ, но достаточно прямое описание. Человек в отличие от других существ — сущностно сознающее и освещающее существо, и потому он способен быть не только физически, но и духовно слепым (там же).

Природа психологических проблем и патологии. Идея высвечивания определяет понимание Боссом психопатологии и психологических защит. Защита есть «невысвечивание» отдельных аспектов жизни, а психопатология подобна выбору жизни в темноте (Летуновский, 2003). Один из важнейших посылов клиенту со стороны этого подхода заключается в том, чтобы «отпустить вещи», позволить им быть, как они есть. «Чаще всего мы держим слишком “напряженную узду на наших жизнях”, стараясь держать все под контролем, но жизнь — это “всегда слишком много для нас”. Мы должны немножко больше доверять жизни, доверять судьбе. Нам следует прыгнуть в воду, вместо того, чтобы все время пробовать, не слишком ли она холодная. Вместо того чтобы удерживать свет Dasein в узком сфокусированном пучке, нам следует позволить свету изливаться свободно» (там же). Как отмечает Г.Шпигельберг, это позволяет человеку не только принять себя и мир, но дает возможность отвечать бытию в гармоничном стиле, даже когда оно говорит на языке религии или даже демонов. Очевидно, что это терапия отладки, но отладки по космической, онтологической шкале. Как таковая, она включает

метафизический оптимизм, где все хорошо, когда человек «позволяет происходящему быть» (Spigelberg, 1972, p. 342).

Настроение. Наше пребывание в мире обладает рядом важнейших характеристик: пространством, временем, телесностью, телесностью, событийностью, настроением, историей, смертностью. Не останавливаясь на каждой, опишу одну из них — настроение, которое отражает наш способ бытия-в-мире. Так, тревожность — это настроение, которое характеризуется одновременно открытостью и ограниченностью. Противоположное этому настроение — радостная ясность — позволяет человеку «в ярком свете» видеть смысл тех вещей, которые ему встречаются, и открывает бытие наиболее широким образом, являясь конститутивным аспектом счастья (Летуновский, 2003).

Психотерапия. Задача терапии при таком понимании — избавление или освобождение от ограничений нашего феноменального опыта, который терапевт должен принять, что бы он ни представлял собой (Spigelberg, 1972, p. 341). Терапия призвана помочь вернуть человека к его фундаментальной открытости. Она движется по направлению к раскрытию человеком собственных возможностей, заложенных в самой структуре его существования. Технически это означает фокусирование на расспрашивании, которое способствует освобождению человека (Летуновский, 2003). При этом вместо традиционного вопроса почему?, апеллирующего к причинным и часто механистическим объяснениям пациентом своего прошлого,

для сторонника этого подхода решающим становится вопрос Почему бы и нет?, подталкивающий пациента к поиску и осуществлению собственных возможностей (Boss, 1963).

Из книги: Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012, 2016. 

3 комментария

  1. Очень здорово! Но, видимо, надо упомянуть Хайдегера ( куда же без него) и его оч точный образ-слово — «вброшенность». Без него Dasein «не смотрится» т.с. Что касается техники и практики, то на меня большое впечатление произвела книга Эмми Ван Дорцен.
    Ефим Гросман

    1. Ефим, спасибо за Ваш — как всегда — ценный комментарий. Да, конечно — это первоистоки. Ван Дорцен — тоже ценю )

      1. «Вброшенность», на мой взгляд, перекликается с буддийским понятием «бардо», т.е чередующихся состояний ума. Подобных следующим друг за другом фазам сна. И когда наступает «фаза сновидений», мы переживаем видение «реальной» жизни, в которой мы, внезапно, обнаруживаем себя.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: